Общая торговая политика. Либерализация международной торговли и роль ЕС в этом процессе
Статьи 110-116 Римского договора определяют принципы общей торговой политики ЕС и являются отправной точкой для анализа внешнеэкономических отношений ЕС. Вследствие разветвленности современных экономических связей каждый член ЕС имеет свою систему отношений с третьими странами. Чем выше степень интеграции, тем меньше свобода для независимых действий стран-членов ЕС. По вопросам, регулируемым законами ЕС, отдельные страны вообще не вправе предпринимать решения и действия без согласия других членов союза.
В преамбуле к Римскому Договору уже отмечалось намерение «содействовать с помощью общей торговой политики постепенному снятию ограничений международной торговли». Одним из инструментов такой политики является общий внешний тариф. Общий тариф установлен для каждой категории товаров как среднее арифметическое действующих тарифов стран членов ЕС. Несколько снижений этого тарифа было сделано в рамках переговоров ГАТТ. В ходе так называемого «раунда Диллона» в 1960-62 гг. и «раунда Кеннеди» в середине 60-х гг. тариф был снижен почти вдвое. В 1978 г. во время Токийского раунда произошло сокращение тарифа на 30%. Последний Уругвайский раунд привел к дальнейшему снижению тарифов. В некоторых категориях товаров тарифы нулевые или минимальные, более того дисперсия тарифов также сократилась: если средний тариф равен 4%, то тарифы на промышленные товары не превышают 11%.
Менее видимыми, но не менее значительными инструментами торговой политики являются нетарифные барьеры. Политика ЕС заключается в постепенном освобождении внешней торговли от этих барьеров. Основными формами нетарифных барьеров являются квоты, добровольные ограничения экспорта и технические правила.
Многие квоты на импорт из стран за пределами ЕС имеют давнюю историю. Хотя условия Римского договора позволили странам сохранить квоты, Европейская комиссия всячески стимулирует отказ от них. Некоторые квоты были введены в последние годы для защиты так называемых «чувствительных секторов экономики». К таким секторам относятся трудозатратные отрасли, в которых преимущество имели наименее развитые страны. Это, например, текстильная и швейная отрасли.
Добровольные ограничения экспорта как одной страной экспортером, так и несколькими странами, существовали вне рамок ГАТТ, поэтому с политической точки зрения были более выгодны. В своих документах ЕС заявил о стремлении отказаться от таких мер ограничения торговли.
Внутренняя либерализация ЕС имела и внешний эффект. Так, товар из страны за рамками ЕС, ввезенный в одну из стран ЕС и реализуемый там, поскольку он отвечает техническим спецификациям этой страны, автоматически получал разрешение на продажу во всех остальных странах союза.
Стремясь завоевать новый рынок, компании сначала торгуют в убыток, чтобы заставить местных производителей покинуть этот сектор рынка, а затем повышают цены до уровня, обеспечивающего прибыльность операций. Эта политика называется демпингом. Правила ГАТТ и ВТО разрешают стране импортеру предпринимать протекционистские меры против такой политики и вводить антидемпинговые пошлины, которые выравнивают цены компаний на внутреннем и внешнем рынках. Это разрешается только если доказано:
А) существенное увеличение импорта;
Б) что существует разница между ценами экспортера на внутреннем рынке и его экспортными ценами;
В) что импорт наносит ущерб местным производителям.
На этих правилах ГАТТ и ВТО основаны антидемпинговые законы ЕС. Комиссия ЕС рассматривает соответствующие заявления компаний, страдающих от демпинга, проверяет их заявление и затем либо соглашается с предложением компании изменить цены, либо, если этого не происходит, или изменения незначительны, устанавливает антидемпинговую пошлину.
Экономические стимулы отмены всех ограничений торговли весьма убедительны, тем не менее, различные ограничения используются повсеместно. Причины этому в основном политические. Во-первых, протекционистские меры вводятся в отраслях с высокой региональной концентрацией, с исторически применяемыми ограничениями, слабыми макроэкономическими результатами. Во-вторых, положительные результаты либерализации менее заметны. Экспортеры и потребители, менее всех заинтересованные в протекционизме, обычно хуже организованы, поэтому не могут оказать нужного давления на тех, кто принимает решения.
Похожие работы: